Skip to content

Человек, жизнь и природа в экологической этике ганса йонаса

Андерс, переформулировав кантовский категорический императив следующим образом: Для Вольфгана Ширмахера , например, идея использования информационной технологии для защиты или сохранения конфиденциального характера некоторой информации равносильна предложению использовать энергетическую технологию для защиты энергии. Например, проблема атомного оружия больше тревожит женщин.

Инженерная этика

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев Господь дал нам в управление дивный сад, но мы небрегли им, и не радели о нем, и вели себя в нем так, словно по истреблении этого сада у нас будет еще один, и еще - и так без конца. Но рано или поздно запас жизненных сил сада должен был кончиться - и как раз сейчас мы вплотную подошли к этому пределу.

8Emanuel Mesthene, «Technology as Evil: Fear or Lamentation .. Философа Ганса Йонаса впечатляют новые масштабы технологического машинного перевода, а также созданы эвристические обучающиеся программы (одна.

Размышления о вине, покаянии, ответственности для западной философии нашего столетия не новы. Оснований для них было более чем достаточно: Среди авторов, которые посвятили свои усилия критике"этического разума" и попыткам реформирования социальной философии и этики, большим авторитетом на Западе пользуется . Ханс Йонас - один из патриархов современной философии, учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Сами названия книг Йонаса - а они приобрели особый резонанс в е годы - говорят о направленности его мыслей и интересов: Попытка создания этики технологической цивилизации","Понятие бога после Освенцима","Сила или бессилие субъективности?

Эти и другие книги Йонаса, высокопрофессионального и эрудированного философа, лишены вместе с тем сциентистской атрибутики привычных философских трактатов. Они вполне доступны и простым людям, обращены к их сознанию и нравственности. Йонас призывает к созданию этики, построенной на новых принципах.

Актуальность темы исследования Степень глубины и остроты осознания моральной ответственности является своеобразным признаком, характеризующим различные периоды исторического и личностного развития. Как правило, наибольшее значение придается ей в кризисных ситуациях. Многоаспектность и многовекторность данного феномена есть следствие сложного характера взаимоотношений индивидов, наций, поколений. Принимая ответственность за другого или перед другим, человек осознает моральную зависимость от иного объекта ответственности , будь то другой человек или человечество вообще, природа, космос и т.

В этом заключается достоинство и бремя ответственности.

Ханс Йонас, проанализировав попытку американского физика Курта Фридрихса применить квантовую теорию к интерпретации психофизической .

В случае Рудольфа Бультмана это не представляется мне возможным Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Актуальность проблем, которые уже тридцать лет назад осознавались как критические, сегодня, несомненно, возросла. Первым условием ответственности философ считает каузальную силу деятель должен отвечать за свое действие. Он является действительной причиной поступка и его последствий.

Первоначально в данном условии отражался,. Йонас пытается избежать противоречий при решении традиционных проблем соотношения должного и сущего, долга и склонностей, целей и ценностей, бытия и блага - таких, где метафизика должна снова доказать свое значение.

Жан Грейш Ответственность за будущие поколения: этический смысл трансмиссии

Данное положение интерпретируется в ключе телеологии и онтологической аксиологии Йонаса. Значение и актуальность учения Йонаса показывается на примерах собственно экологической этики и концепции устойчивого развития. . До середины века воздействие человека на природу было заметно лишь в локальных масштабах. Работы, посвященные взаимоотношению человека с окружающей средой, носили в большинстве своем теоретический характер, однако этим занимались известные мыслители и ученые.

Благодаря деятельности международных организаций, особенно Римского клуба, стало очевидно, что экологические проблемы являются не единичными и разрозненными, а касаются всего человечества.

Эммануэль Левинас, Ханс Йонас, Лео Штраус, Эмиль Факенхейм, - всех . цивилизации Ганса Йонаса / Этическая мысль. «эвристикой страха».

Кризис экологический и энергетический, технологическая и экономическая экспансия, ошеломляющие достижения в биологии и медицине — обсуждение этих тем можно встретить как на страницах академических изданий, так и в средствах массовой информации. Можно сколько угодно иронизировать по поводу подобной риторики, однако избитость фраз вовсе не означает малозначительности и тем более исчерпанности стоящей за ними проблемы.

Скорее это свидетельствует о том, что понимание причин, смысла и возможных последствий глобальных кризисов требует выработки новых адекватных инструментариев. За последний век предпринималось немало попыток подобного рода в рамках биологии, кибернетики, социологии, философии техники и ряда других наук. Растет количество междисциплинарных исследований, в которых в равной мере участвует гуманистическая и технологическая мысль.

Однако акценты в совместном рассмотрении этических и технологических проблем могут быть расставлены различным образом. В частности, можно акцентировать внимание на критике современного типа рациональности с точки зрения отсутствия в ней этической составляющей — а в конечном счете именно элиминация этической составляющей из рационального дискурса является, по мнению многих авторов от Ясперса до Хюбнера, причиной — — кризисного состояния цивилизации.

Такой ход мысли, безусловно, перспективен и мы будем опираться на результаты подобных исследований , но недостаточен. Именно такого ракурса рассмотрения мы будем по преимуществу придерживаться в нашей статье, посвященной мыслителю, философия которого и является попыткой ответить на данный вопрос. Сложившаяся беспрецедентная ситуация требует пересмотра традиционных этических категорий, новой этики, нового масштаба ответственности. Категория ответственности, которая ранее не была предметом привилегированного исследования философов выходит на авансцену этической мысли.

Анализируя предшествующую этическую традицию сквозь призму данной категории, Йонас заключает, что классическая этика в явной или неявной форме исходит из нескольких неразрывно связанных установок, которые требуют пересмотра в связи с изменившимся характером человеческих действий. Фундаментальным принципом традиционной этики является убеждение в том, что природа человека и природа вещей в своих сущностных свойствах неизменны и неуязвимы.

Оптимистическая антиутопия

. ! : Для Поттера биоэтика представляла собой развитие в современных условиях экологических идей Альдо Леопольда и касалась прежде всего вопросов выживания человечества в условиях техногенной цивилизации.

ван на «эвристике страха» Х. Йонаса. Применительно к тем технологиr ям, последствия развития которых непредсказуемы, Йонас определял свою позицию следующим .. Так, Ханс Георг Дедерер считает, что необходимость.

Ломоносова На ппаапг пхжпппги Козлова Наталья Петровна 0.! Йонаса, классификацию и характеристику основных типов рассматриваемого феномена, выявить основные предпосылки этики ответственности за будущее и доказать практическую релевантность принципа ответственности на примере проблем ответственности науки и ученого и биомедицинской этики Положения, выносимые на защиту: Розеншток-Хюсси , самоотречение А.

Швейцер , форма глобального сознания П Куртц и другие представители светского гуманизма , определяющий мотив человеческой деятельности, направленный на сохранение жизни, обладающей безусловной ценностью А. Чувство ответственности и наделение страха эвристической функцией принципиально отличают значение эмоциональной стороны в нравственности в традиционной и новой этике.

Человек, жизнь и природа в философии Ганса Йонаса (180,00 руб.)

Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Действительно, становление мыслителя можно рассматривать как становление его идей в контексте собственной жизни и жизни своей страны. Йонас прожил долгую жизнь и в сложнейших перипетиях века сумел сохранить трезвость мышления и личное достоинство, оставив яркий след в мировой философии и теологии.

Немецко-американский философ Ханс Йонас, ученик М. Хайдеггера, Отсюда «становится необходимой пытливая эвристика страха.

Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В переехал в Канаду, а в — в США, где в —76 был профессором Новой школы социальных исследований Нью-Йорк , затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера. Моральный разум фатально не универсален, универсален страх, переживание общей опасности, которое захватывает людей различных воззрений.

Sebastian Wernicke: 1000 TEDTalks, 6 words

Published on

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми здесь!