Skip to content

О свободе и необходимости. 1654. (Гоббс Т.)

Томас Гоббс — , сын сельского священника и выпускник Оксфорда, получивший ученую степень бакалавра искусств, всю свою жизнь посвятил науке — философии. Имея возможность остаться преподавать в университете, он предпочел место гувернера в семействе лорда Кавендиша, графа Девонширского. Карл не забыл своего учителя и, когда вернулся на отцовский престол, назначил Гоббсу пенсию, обеспечившую философу безбедную жизнь. Однако этот факт не означает, что Гоббс придерживался традиционных монархических взглядов. Гоббс вошел в историю прежде всего как политический философ. Однако он, творивший в эпоху научной революции, не мог оставаться в стороне от решения общефилософских, мировоззренческих вопросов и стремился разрешить их в духе своего времени. Бэкона, которому помогал в переводах на латынь; Г. Галилея, с которым встречался во Флоренции; М.

Сколько стоит написать твою работу?

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Историко-философская концепция Гоббса пороке в какой-то мере были сродни этическому релятивизму, ведущему к субъективизму в истолковании природы и сущности нравственности. Однако следует иметь в виду, что эти мысли подрывали основы религиозно-догматической морали, опровергали теории об абсолютном характере и божественном происхождении нравственных принципов и норм.

Гоббс стремился отыскать источник нравственности в земных интересах людей, в их личных склонностях и пристрастиях.

движущей силой, соединяющей людей в общество, является страх[]. Уже Гоббс вводит этот постулат: «Следует признать, что происхождение т. е. подданные, требуют свободы, они подразумевают под этим именем не.

Одни исследователи, как, например, Х. Гоббс обнаружил понимание сложных взаимодействий, обеспечивающих функционирование власти формирующегося государства. Для создания государства требуется добровольное согласие всех членов общества. Например, это может быть купеческий союз, объединившийся для совместного ведения дела. Поэтому, обосновывая необходимость сильной власти, Гоббс рассуждает следующим образом:

Под свободой, согласно точному значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть, сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом. Что такое естественный закон. Что означает отказ от права. Ибо тот, кто отрекается или отступается от своего права, не дает этим ни одному человеку права, которым последний не обладал бы ранее, так как от природы все люди имеют право на все.

Отказаться от своего права означает лишь устраниться с пути другого, с тем чтобы не препятствовать ему в использовании его первоначального права, но не с тем, чтобы никто другой не препятствовал ему. Несмотря на наличие естественных законов которым каждый человек следует, когда он желает им следовать, когда он может делать это без всякой опасности для себя , каждый будет и может вполне законно применять свою физическую силу и лов- кость, чтобы обезопасить себя от всех других людей, если нет установленной власти или власти достаточно сильной, чтобы обеспечить нам безопасность.

Причина страха, по мнению Гоббса, заключается в природном равенстве людей и Границы этой свободы устанавливает государство, которому люди.

Ты уже, вероятно, что-то слышал о великом Левиафане и тебя тянет почитать эту книгу? Это совершенно эзотерическая книга, и ее имманентная эзотерика увеличивается по мере того, как ты в нее вчитываешься. С одной стороны, нет ни одного курса, сколь бы краток он ни был, автор которого счел бы возможным обойти этого мыслителя.

С другой — специальных работ, посвященных анализу воззрений Гоббса, довольно мало, а в отечественной литературе они отсутствуют практически вовсе. Любопытно, что даже в том случае, когда специалист обращается к анализу сочинений Гоббса — например, когда почтенный отечественный историк философии В. Соколов [1] создает обширную вступительную статью к двухтомнику, почти исключительно состоящему из политических трактатов автора, то и тогда исследователь обстоятелен и любопытен только находясь на почве привычного — рассуждая об особенностях теории познания, онтологии или общей антропологии Гоббса — и, напротив, становится лишь аннотатором, обращаясь к суждениям английского философа о власти и праве.

О Гоббсе трудно писать и еще сложнее его комментировать. Препятствием здесь, отчасти, являются сами достоинства автора. Его логика чеканна, изложение отчетливо и последовательно — и тем самым исчезает обычное занятие историка, заключающееся в расшифровке спутанной авторской мысли, в умении дописать или совместить противоречивые авторские фрагменты. По большому счету трактаты Гоббса если и нуждаются в чем-либо, так во внимательном ненавязчивом комментарии, восстанавливающем ушедший сугубо ситуативный контекст.

Глава 3. ГОББС

Он был эмпириком, как Локк, Беркли и Юм, но в отличие от них он был приверженцем математического метода не только в чистой математике, но и в ее приложениях к другим отраслям знания. На его общее воззрение Галилей оказал большее влияние, чем Бэкон. Континентальная философия начиная от Декарта и до Канта многие свои концепции о природе человеческого познания взяла из математики, но она считала, что математику можно познать независимо от опыта.

Это, таким образом, вело, как и в платонизме, к умалению той роли, которую играет мысль.

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes; 5 апреля года, Уилтшир, Англия — 4 декабря Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и.

Теория общественного договора Т. Гоббса Томас Гоббс Следующий шаг после Н. Макиавелли в развитии представлений об обществе сделал английский философ Томас Гоббс Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой современного учения о гражданском обществе. Исторические истоки этого учения специалисты видят в воззрениях древнеиндийских и китайских мыслителей. Так, ранние буддисты счи тали, что для искоренения социального неравенства, обмана и воровства, если они воцаряются в обществе, нужно выборным путем установить царскую власть, которая выполняла бы третейские функции.

Древний философ Мо-цзы развивал представление о договорном происхождении государства, возникшего по воле народа, который избрал царя и советников с целью положить конец разногласиям в обществе. Еще более развитые идеи мы находим у Эпикура, который учил, что люди, стремясь к общей пользе, вступают между собой в договорные отношения и устанавливают законы.

Лукреций изображал переход от естественного состояния к общественному как результат договора между людьми об избрании властей и учреждении законов. Когда государство создано и человеческое общество живет по определенным нормам, правилам и законам, кажется само собой разумеющимся, что так было всегда и что люди от рождения склонны к сотрудничеству. Так думали Платон и Аристотель. Но это неверно, полагал Гоббс. Если бы человек любил любого другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере.

ГЛАВА О СВОБОДЕ ПОДДАННЫХ

Предисловие Побеждают революции, один за другим возникают новые режимы, устои прошлого рассыпаются в прах, остается неизменным лишь стремительное возвышение вождей. Они, разумеется, всегда играли какую-то роль в истории, но никогда ранее она не была столь решающей, никогда потребность в вождях не была такой острой. Неужели оно является неизбежным следствием всех тех особенностей современного общества, с которыми оно, казалось бы, несовместимо?

Гоббс определяет государство как единую, нерасчленимую целостность с При этом, как утверждает Гоббс, страх вполне совместим со свободой.

Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского Источник: Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания Глава . О свободе подданных Что такое свобода. Свобода означает отсутствие сопротивления под сопротивлением я разумею внешнее препятствие для движения , и это понятие может быть применено к неразумным созданиям и неодушевленным предметам не в меньшей степени, чем к разумным существам.

Ибо если что-либо так связано или окружено, что оно может двигаться лишь внутри определенного пространства, ограниченного сопротивлением какого-либо внешнего тела, то мы говорим, что это нечто не имеет свободы двигаться дальше. Подобным же образом о живых существах, пока они заперты или сдерживаются стенами или цепями, а также о воде, которая удерживается берегами или посудой и которая иначе разлилась бы по большему пространству, мы обыкновенно говорим, что они не имеют свободы двигаться так, как они двигались бы без этих внешних препятствий.

Но если препятствие движению кроется в самом устройстве вещи, например когда камень находится в покое или когда человек прикован болезнью к постели, тогда мы обычно говорим, что эта вещь лишена не свободы, а способности движения.

Реферат по философии на тему «О свободе и необходимости» по Т. Гоббсу

Сочинения в 2 т. При копировании страниц проекта обязательно ставить ссылку:

Страх и свобода совместимы. Страх и свобода совместимы. Например, если человек из страха, что корабль потонет, бросает свои вещи в море, то он.

Гоббс жаловался на недостаток философского прогресса у его философских предшественников. В надежде исправить это неудовлетворительное положение, ставил перед собой задачу заложить элементы, или"семена", из которых"чистая" и"истинная" философия могли вырасти, при условии, если будут пользоваться методом, который он разовьет. Используя метод, мы можем избежать ошибочных идей. Акцент Гоббса на важность методологии в научном познании перекликается с идеями Бэкона, выступавшего против схоластики.

Гоббса трудно отнести к какому-либо одному философскому направлению. С одной стороны, он был эмпириком, а с другой - сторонником математического метода, который применял как в чистой математике, так и в других областях знания, и прежде всего в такой области, как"политическая наука". К ней относил совокупность знания относительно человечества, живущего в обществе, которое дает возможность правительству устанавливать и поддерживать мирное состояние для людей.

Специфика его философских взглядов заключалась главным образом в использовании им метода, выводимого из физики его итальянского современника - Галилея.

Вы точно человек?

Гоббс Что такое естественное право. Под свободой, согласно точному значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть, сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом. Что такое естественный закон. Что означает отказ от права.

Ибо тот, кто отрекается или отступается от своего права, не дает этим ни одному человеку права, которым последний не обладал бы ранее, так как от природы все люди имеют право на все.

Общность страха против необходимости жить в природном состоянии, против Памятуя о религиозной основе гражданской войны, Гоббс миссию, только если станет свободным от любого рода сектантства.

Основные идеи Томаса Гоббса Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философских исследований Гоббса, то вырисовывается следующая картина. Не удивительно, что разработкой вопросов моральной и гражданской Философии, или философии государства, и привлекала прежде всего внимание Гоббса. Разработка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению человека. В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных своих интересов. Все стремятся не к общежитию с другими, а к власти над ними и следовательно к войне.

Разве этими своими действиями мы не обвиняем людей так же, как я их обвиняю своими утверждениями. Желания и страсти людей не являются греховными. Ибо если бы они были таковыми человек владел бы ими, даже будучи одиноким в мире, так же как он владеет восприятием и чувствованием. Справедливость и несправедливость суть качества и свойства человека, живущего не в одиночестве, а в обществе.

Общая тетрадь

Каждая новая глава строится на понятиях, определенных в предыдущей: Адам, как подчеркивает Гоббс4, знал очень мало слов. Подобно ему, Гоббс начинает с нескольких самых простых терминов и самоочевидных положений, чтобы потом вывести из них дедуктивно все богатство человеческого знания. Гоббс сравнивает своего абсолютного властителя с гусями, которые спасли Рим, не потому что это были какие-то особые, талантливые или высокородные гуси, а потому что они оказались в нужное время в нужном месте.

Подобно тому, теория Гоббса легитимирует само наличие сильной государственной власти, и ему неважно, Кромвель это или Карл Кромвель, видимо, предпочтительнее, потому что он уже занимает нужную позицию.

То есть основной постулат либертарианства, что свободы гражданские и рыночные Итак, по Гоббсу, всеобщий и взаимный страх, а не смитовская.

Регистрация Добро пожаловать на сайт журнала"Вопросы философии"! В настоящее время является органом Президиума Российской Академии Наук. Журнал был основан в июле г. Интернет-версия журнала запущена в мае года. На сайте журнала редакция намерена публиковать содержание номеров, избранные статьи, а также рекомендации авторам, желающим прислать свои работы в журнал. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии к статьям. Обращаем ваше внимание, что на сайте публикуются электронные версии статей, которые могут несколько отличаться от печатной версии.

Это связано с особенностями подготовки журнала к печати.

Социально-политическая мысль Гоббса и Локка

Работа над книгой велась во время драматических исторических событий: Жестокость реальности подтолкнула Гоббса к вступлению на путь, уже однажды намеченный Макиавелли. Как мы помним, последний, отвергнув аристотелевскую идею описывать политическую жизнь с точки зрения цели Благо , решил проанализировать ее исходя из истоков и начал — часто насильственных и несправедливых. Дискредитируя идею Блага, Макиавелли убеждал людей рассматривать зло — под маской хитрости, силы, грубости — как естественный источник порядка, замкнутого на самом себе.

В принципе Гоббс исходит из тех же посылок. Он сознает провал попытки построить политическую теорию на идее естественного или сверхъестественного Блага, считавшегося долгое время основой политического, да и вообще всякого человеческого действия.

ГОББС, ТОМАС (Hobbes, Thomas) (–), английский философ и ( впоследствии Гоббс говорил, что «страх и я сам – близнецы-братья»), . вскоре вступил в дискуссию с епископом Бремхоллом по вопросу о свободе воли.

Гоббс, Томас Родился 5 апреля года, скончался в году. Томас Гоббс - английский философ. Будучи поборником естественнонаучной методологии, считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики. Отверг представление о душе как самостоятельном начале психических явлений, сводя их включая абстрактное мышление и волю к правилам образования ассоциаций по смежности. Гоббс полагал, что из простых ощущений, вызванных внешним воздействием, как движением атомов в мозгу, возникают остальные психические процессы.

Воля трактовалась как продукт основных чувственных мотивов — стремления и отвращения, а ум — как своего рода счетный аппарат, действия которого соответствуют сложению и вычитанию, причем счету подлежат не вещи, а имена. Рассматривая отношение индивида к обществу и государству, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Его строго детерминистское и монистическое объяснение психики оказало большое влияние на естественнонаучное направление в ассоциативной психологии.

Взгляды Томаса Гоббса Какова человеческая природа в действительности, каковы те влечения и склонности, которые определяют в конечном счете поведение людей?

К.Доллар.Свобода от страха.

Published on

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми здесь!